Все, кто были в нашей школе,
Все, кто учится у нас,
Знают, кто встречает первым
Всех, идущих в первый класс.
Знают, кто глава и гордость,
Первый, кто во всех делах,
Кто заботится о школе,
Мудрость дарит нам в словах.
Кто нас любит и ругает
В кабинете иногда;
Кто в войну узнал с лихвою
Что есть горе и беда!
Кто служил в войсках десантных,
И весною, каждый год
Ордена кого считает
Школьный шумный наш народ.
Он – заслуженный учитель,
Коммунист и Человек.
О себе оставил память
Он у нас в сердцах навек.
Вы, я думаю, узнали
Речь о ком, кто он таков?
Ну конечно! Наш директор –
Сергей Александрович Седаков.
Я хочу рассказать о моей семье, где самым главным человеком был и остается мой дедушка, фронтовик, награжденный многими орденами и медалями за свой воинский подвиг в годы Великой Отечественной войны.
Мне он запомнился уже седым, но очень энергичным директором школы №1. И несмотря на то, что с виду был строг и неприступен, он любил учеников и уважал учителей.
Он любил свою профессию, очень хотел, чтобы учитель жил достойно, и чтобы его уважали и чтили.
В ходе работы с домашним архивом, разговоров с бабушкой и ее родной сестрой я выяснила, что в моей семье профессия Учителя всегда ставилась выше других, потому что очень много было среди моих родственников учителей. Особенно поразила меня цифра 209 лет – это общий учительский стаж одного поколения моей семьи.
Пока я собрала материал об одном человеке – Заслуженном учителе школы РСФСР, ветеране и инвалиде Великой Отечественной войны – Седакове Сергее Александровиче.
Собирая материал, я пользовалась устными источниками (воспоминаниями бабушки и мамы, учителей и учеников школ №1, 11, 19, ивановцев, знавших Сергея Александровича по работе), статьями из газет, семейным архивом, фотографиями.
Надо сказать, что, начиная с 3 класса, я уже писала небольшие заметки в школьную газету, выступала на мероприятиях, посвященных 60 и 65-летию Победы, а в 2010 году «Рабочий край» и «Ивановская газета» опубликовали мои статьи, посвященные Седакову С. А. (приложение №18, 19).
Мне хотелось бы, чтобы этот материал, который я собирала с любовью, остался в Книге Памяти Управления образования г. Иваново.
Родился он 28 января 1924 года в деревне Злобовка Саратовской области. В семье было трое детей. Сергей был старшим. В 1930 году кулаки убили отца, и в 1933 году мать с тремя детьми переехала жить в Ивановскую область. Строили Комсомольскую ГЭС. Дети учились в школе. В школе мальчиков и девочек готовили к защите Родины. Все старались получить значки ГТО («Готов к труду и обороне») и «Ворошиловский стрелок». Надо было научиться стрелять, оказывать медицинскую помощь, ходить в строю, преодолевать препятствия. С гордостью носили эти значки ребята, сдавшие нормативы.
В селе Марково дедушка окончил школу и начал работать в механической мастерской сначала в должности слесаря, а потом как бригадир по ремонту автотракторного оборудования.
22 июня 1941 года началась война. Дедушке было только 18 лет, когда он в марте 1942 года ушел добровольцем на фронт (данный материал я нашла в автобиографии Седакова С. А. и по его воспоминаниям. К счастью, мой дед оставил свои воспоминания и моей маме, но, к сожалению, в устной форме).
Недолгим, но героическим был боевой путь моего дедушки.
Служил он в десантных войсках. Солдат (тогда их звали красноармейцами) научили прыгать с парашютами, вести бой в тылу врага. Армия противника была уже к тому времени в районе Сталинграда. Стреляли день и ночь. Бомбили, взрывали, жгли. На Волге был сплошной огонь, казалось, что и вода в реке горела. Горели корабли, переправа, прибрежные села и города. В это пекло и были заброшены наши десантники. Часто от военных частей оставалось по два-три человека. Но они не сдавались, объединялись вместе и продолжали вести бой. Сергей Александрович был ранен в руку. Товарищи обработали ему рану, и он продолжил участие в бою. После того, как была одержана маленькая победа, раненых отправили в госпиталь. В госпитале он провел восемь месяцев с момента ранения в ноябре 1942 года до июля 1943 года.
Это был последний его бой на поле битвы. Он остался инвалидом на всю жизнь (в нашей семье до сих пор с трепетом хранятся справки из эвакогоспиталя №2948 – приложение №3, 4).
Очень подробно позже рассказывал об этих сражениях на войне ученикам. На вопрос ребят он отвечал честно, что «да, страшно было». Война – она и есть война. Ребята любили его уроки мужества. На этих уроках ученики могли видеть его с теми орденами, которыми он был награжден за годы войны и в послевоенное время. Это орден Ленина, орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и другие, в том числе и памятные, награды. Особо хочется отметить медаль «За отвагу», которой награждали только рядовых. Мы храним их (приложение №6-17, 46).
После войны он закончил географический факультет Ивановского педагогического института (диплом № 801757 – приложение №5) и всю свою оставшуюся жизнь посвятил работе с детьми. В августе 1954 г. он был назначен директором и учителем географии в семилетнюю школу переростков №19 г. Иваново. Почему «переростков» - вас должно заинтересовать это слово. Но в нем нет ничего страшного: дело в том, что сюда принимались ребята, которые по каким-либо причинам не смогли во время поступить в школу. Сейчас это здание принадлежит детской музыкальной школе №3 на улице Спартака. При этой школе он и жил со своей семьей. Помню, меня, малышку, дедушка приводил к этой школе и рассказывал о большом саде с плодовыми деревьями - грушами и яблонями (к сожалению, на месте этого сада проходит автомобильная дорога), а также показывал помещение, где находилась квартира его семьи. В памяти остались и бабушкины рассказы о житейской неприспособленности жилья учителей при школах (Поскольку белье, например, сушить было негде, и после занятий в коридорах натягивали веревки и сушили выстиранное белье. Но однажды вечером приехал представитель из гороно. Было несколько конфузно.). Сохранилась фотография педагогического коллектива этой школы (приложение №66). |