Стаж работы в отрасли: 52 года (из них 30 лет-директор школы №3).
Личные награды (самые значимые и высокие):
Знак «Отличник народного просвещения». Почетная грамота Министерства образования и науки РФ. Заслуженный учитель РФ.
Информация о заслугах педагога:
- Депутат Ивановского городского Совета народных депутатов 1977-1996
- Лауреат знака «Общественное признание» в 2009 г.
- Внесена в «Книгу учительской славы» города иваново в 2012 г.
- Член совета по образованию при администрации г. Иванова
Председатель комиссии по организации смотров работы с ветеранами школ.
Семидесятые. Это было особое время… Время масштабных строек и масштабных людей. Кажется, что сердца тогда бились громче, души открывались чаще, а дух был сильнее.
…Лариса ехала смотреть, как строится новая школа. Молодая женщина не ожидала увидеть на месте стройки лишь котлован с фундаментом, заполненный водой. «Неужели наступит время, когда здесь будет стоять школа», - подумала Лариса. В это совсем не верилось, но пройдет всего несколько месяцев, и на этом месте вырастет здание, которое станет для Ларисы Алексеевны вторым домом…
А первый остался в селе Непотягово Гав-Посадского района. Именно там 27 мая 1937 года родилась Лариса Алексеевна Филатова (Манакина). Ответственная и старательная маленькая Лариса и «четырехлетку» закончила с Похвальной грамотой. В то время, напомним, дети должны были учиться обязательно лишь четыре года, а с пятого класса - по желанию. У школьницы Ларисы такое желание было, а потому она была принята в среднюю школу №1 Гав-Посада. Не пугали ее ни большие расстояния (в сентябре и мае девочка ежедневно ходила в школу пешком, преодолевая десять километров в одном, а затем в обратном направлении), ни одиночество (с октября по апрель Лариса жила на частной квартире). И так шесть лет…
А в 1954 году – новая страница. Девушка окончила школу и поступила в Ивановский государственный институт на историко-филологический факультет.
«Годы учения в институте совпали с освоением целины, поэтому два года подряд я ездила в Казахстан на уборку хлеба, - вспоминает Лариса Алексеевна. - Была награждена значком ЦК комсомола «За освоение целинных и залежных земель». Это было очень интересное время! В 1959 закончила институт и по распределению отправилась в семилетнюю школу поселка Летняя база Сокольского района Ивановской области (ныне Нижегородской). Там работала не только учителем русского языка и литературы, но и пионервожатой».
…А следом одна «педагогическая» страничка за другой: через год - завуч школы, через три – работа в Комсомольской школе-интернате по направлению Облоно, вот Лариса принята в школу №59 (сначала как учитель русского языка литературы, а затем как преподаватель истории), через некоторое время переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а летом 1970 в той же должности перешла в школу-новостройку №14 г. Иванова.
«В начале семидесятых был разработан масштабный проект застройки целого микрорайона с жилыми домами, больницей, школой и дошкольными учреждениями. Строятся корпуса камвольного комбината, сюда на работу приезжали молодые семьи с разных концов страны,- вспоминает то время Лариса Алексеевна. – Зимой 1971 года был сдан в эксплуатацию кооператив «Учитель-4», где я и получила кооперативную квартиру. Тогда я работала в школе №14 в Авдотьине. Ездить приходилось через весь город с проспекта Строителей (в то время городская инфраструктура была развита не так, как сейчас: ни транспорта, ни большого количества дорог не было)».
Так что вполне логично, что Лариса Алексеевна обратилась в городской отдел народного образования с заявлением, где просила перевести ее с первого сентября в качестве учителя в строящуюся школу недалеко от дома.
- А не хотите ли попробовать себя в роли директора школы-новостройки? – предложение прозвучало неожиданно. – Неделя – на обдумывание.
15 июня 1971 года Лариса Алексеевна стала руководителем новой школы. Правда, ни номера у нового учреждения, ни адреса на тот момент не было. Как, впрочем, и самой школы.
«На месте строительства был вагончик, где мне выделили стол и дали для ознакомления проект, а в ГОРОНО вручили смет, - рассказывает Л.А. Манакина. - В течение нескольких дней знакомилась с проектом, советовалась со строителями. Тогда наконец возникло представление о школе… Отдельные актовый и спортивный залы, столовая, мастерские… Очень понравилось это! Подобных школ на тот момент в городе не было!»
Однако от проекта до появления настоящего здания нужно было сделать немало: строители работали в три смены, чтобы сдать объект! Так торопились и к началу учебного года, и ко Дню строителя (его отмечают в последнее воскресенье августа). А проблем параллельно возникало немало. Летом в школе не было еще ни учителей, ни учащихся, ни родителей, которые могли бы помочь. А с июля уже стала поступать мебель, которую надо было как-то разгружать и складировать в ближайших школах №20 и №62.
- Это был тяжелейший период! – вспоминает Лариса Алексеевна Манакина. – Но, наконец, с
15 августа началось формирование коллектива школы и классов. Точное количество учащихся было неизвестно, причем, некоторые родители не хотели отдавать детей в новостройку. В итоге вместо предполагаемых 1280 учащихся мы набрали около шестисот (зато в течение года наполняемость многих классов уже доходила до 45 человек! – Прим. авт.)
И когда состоялось открытие школы, многое было не готово: ни спортзал, ни столовая, ни хозяйственный сарай, ни забор, для учебного процесса использовались не все этажи... Но когда трудности пугали «масштабных людей»? Сложности лишь подталкивают, подзадоривают и держат в тонусе.
…Когда Лариса Алексеевна вышла на порог своей школы 1 сентября, чтобы поздравить учителей, учеников и родителей с новым учебным годом, вряд ли она могла предположить, что ждет ее впереди. А судьба уже уготовила ей тридцать лет тяжелой и неспокойной, но интересной и полезной работы в качестве директора, десятилетия учительства, моменты неожиданных открытий, педагогических прорывов, дружеских объятий и слез радости …
В тот момент строительство Ее Школы только начиналось... |